nvpnhcknn 24.08.2006
Зимой 2004 года я писал по "Чапаеве и Пустоте" В. Пелевина курсовую работу.
Летом 2006 года я открыл книжный шкаф и достал "Чапаева" Д. Фурманова.
На первой же странице накатило забавное ощущение обратного узнавания, схожее с тем, какое возникает когда после просмотра винегреточных фильмов-пародий типа "Очень страшного кино" смотришь какой-нибудь ранее не виденный оригинал.
С гордостью, с любовью, с раскрытым восторгом смотрела на них и говорила про них могутная черная рабочая толпа.
— Научатся, браток, научатся... На фронт приедут — там живо сенькину мать куснут...
— А што думал — на фронте тебе не в лукошке кататься...
И все заерзали, засмеялись, шеями потянулись вперед.
Как я мог не прочитать "Чапаева" раньше? Да просто самонадеянно считал, что для понимания всех слоёв "Чапаева и Пустоты" хватит анекдотов и буддизма: "Читать Фурманова? Помилуйте, но это же соцреализм! Да и какое мне дело до Чапаева, претендующего быть историческим персонажем? Меня интересуют: архетипическая ситуация "учитель и ученик", передача мистического послания в сатирической форме, постмодернистская ремифологизация — —"
Необходимо признать, что я ошибся.