на правах бреда: музыка и немузыка

nvpnhcknn 25.09.2006

Навеяно сначала комментом shayd13, а затем — прослушиванием трекерного нойза/дарквейва после кришнаитских песнопений.

Как известно, первобытное искусство было синкретическим, а потом началось расслоение, расчленение и разделение на музыку, живопись, литературу и так далее.

Судя по всему, этот процесс продолжается до сих пор. Вот судите сами: если пару столетий назад в музыке, по сути, были в основном только жанры (например: симфония, кантата, песня), то к настоящему времени появилась тьма-тьмущая стилей (скажем: блюз, джаз, транс), так что сейчас одним и тем же словом "музыка" называют произведения искусства, которые могут отличаться друг от друга примерно так же, как отличается написанное на бумаге стихотворение от сделанного на той же бумаге рисунка. Пора взглянуть правде в глаза и наконец-то осмелиться признать: какой-нибудь классике и какому-нибудь нойзу тесновато в одной корзине.

Я думаю, что пора ввести новую сущность — обозначить, оформить и выделить из музыки такое искусство работы со звуками, которое не будет являться музыкой точно так же, как живопись не является поэзией. Как оно будет называться — фонографией, саундворком, акустистикой и т.п. — вопрос для искусствоведов.

Это расслоение, во-первых, резко сократит число ненужных споров, делая совершенно бессмысленными дискуссии о том, что лучше, арт-рок или дарк-амбиент, потому что говорить об этом будет так же глупо и нелепо, как говорить о том, что лучше, стихотворение или рисунок — эти вещи слишком разные, поэтому сравнивать их нельзя. Во-вторых, оно существенно облегчит полезные споры о качестве произведений искусства, ибо в музыке и в "фонографии" будут свои, наверняка очень слабо пересекающиеся, конкретные критерии оценки, и, надеюсь, никто уже не будет оценивать дарк-амбиент с точки зрения, допустим, мелодичности, а арт-рок — с точки зрения атмосферности.

О том же, чтобы не возникало кровавых драк за то, куда отнести какое-то конкретное произведение — к музыке или к чаемому мной другому искусству, — следует позаботиться опять-таки искусствоведам: им нужно будет не только ввести и окрестить новую сущность, но дать и ей, и оставшейся музыке чёткие разграничивающие определения. Результат их работы даст нам понять, зря или нет искусствоведы едят свой хлеб.

К оглавлению раздела :: К главной странице сайта

Яндекс цитирования