nvpnhcknn 13.12.2005
Как вообще так получается, что потребление какого-то продукта вдруг начинает приносить человеку какой-то статус? (Ну, мы-то с вами понимаем, что оный статус существует только в мыслях этого человека и его соратников по уёбищности дискурсу, но всё равно интересно.) И к чему это приводит?
Давайте представим, что какие-нибудь сферические потребители литературы образовали в вакууме тусовку, завели форум или коммьюнити, и теперь обсуждают разные книги, спорят о достоинствах и недостатках разных писателей, и даже в голову им не приходит, что читать одно — западло, а другое — очень стильно. Что же дальше будет с этим гранфаллоном (скорее, именно с тусовкой — форум это её проекция на информационное пространство, во как)?
А дальше будут стадии его умирания.
Первая стадия: появляется и начинает применяться иерархическая классификация продукции. Очень часто критерии её спорны и расплывчаты (например, "духовная ценность" или "социокультурное значение"), в таком случае вместо точности классификации используется её авторитетность либо традиционность.
Вторая стадия: классификация приобретает популярность среди потребителей, которые в выборе и оценке продукции начинают руководствоваться не своим вкусом, а исключительно этой классификацией. "Мало ли, что мне нравится, — думает потребитель. — Как уважающий себя человек, я не могу потреблять низкокачественную продукцию!" — и вместо детектива Д. Донцовой запихивает в себя "Преступление и наказание" Ф. Достоевского. (Можно сказать, что в этом случае потребитель продукции заставляет себя быть активным, а это довольно неплохо в смысле расширения кругозора.)
Третья стадия: причина и следствие меняются местами — не характеристики продукта обеспечивают ему какое-то место в классификации, но место продукта в классификации является его основной характеристикой. Одновременно с этим или чуть позднее происходит переворачивание потребительского стереотипа: "Я потребляю высококачественную продукцию, следовательно, я уважающий себя человек". Иными словами, потребление продукции превращается в удовлетворение потребности быть умным, интеллектуальным, культурным, высокодуховным человеком — т.е. в самоутверждение. (Замечу, что ничего очень плохого в таком самоутверждении нет. Каждый, наверное, хоть раз в жизни поднимал себя повыше в своих же глазах: кто-то заставлял себя прогрок слушать, кто-то в "кино не для всех" втыкал, кто-то постмодернизмом давился. Все мы не без греха. Более того: у некоторых именно с самоутверждения началось искреннее и серьёзное увлечение музыкой, кинематографом или литературой, а это вообще замечательно. Так что самое страшное начинается на следующей стадии, а на этой гранфаллон может существовать довольно долго и весьма неплохо.)
Четвёртая стадия: происходит расширение и конкретизация стереотипа: "Все интеллектуальные люди читают классику! Хочешь поиметь право называться интеллектуальным — читай классику!" Далее следует расслоение продукции на статусную и остальную, а также расслоение круга её потребителей на потребителей собственно продукции и потребителей статуса, который даёт потребление продукции. Что особенно характерно, большим авторитетом внутри гранфаллона пользуются именно потребители статуса — как носители классификации и апологеты стереотипа. Обычно производители продукции также поддерживают именно их — исключительно ради выгоды, ибо модное и статусное всегда стоит дороже. Потребители собственно продукции в большинстве случаев покидают гранфаллон, который отныне становится зловонным болотом со снобами вместо куликов. Это и есть смерть потребительского гранфаллона — но далеко не всегда его конец.
Пятая стадия: иерархическая классификация, с которой всё и начиналось, полностью вырождается до бинарной — "вершина / всё остальное", т.е. "статусная продукция / нестатусная" продукция". Пример: "классика / неклассика". Если круг потребителей достаточно широк, то производители начинают расширять ассортимент статусной продукции, для этого часто применяется деление статусного класса на подклассы (точнее, на псевдоподклассы, в которые можно запихнуть абсолютно всё, что не поместилось в класс; дело нередко доходит до абсурда: появляются "новая классика", "современная классика", "мгновенная классика" и т.д.). Поскольку статусность продукции очень часто определяется наличием на её экземпляре признаков принадлежности к статусному классу, то "Мастер и Маргарита", например, изданная без слова "классика" на обложке, может и не сделать из своего покупателя подлинного классикофила, потому что споры о принадлежности М. Булгакова к классикам кое-где ведутся до сих пор. Эти и подобные споры поддерживают в гранфаллоне видимость жизни, поэтому пятая стадия, "стадия зомби", может весьма затянуться.
Шестая стадия: появляются пассивные потребители статуса, которые хотят получить статус, но не хотят прикладывать какие-то специальные усилия для соответствия ему. В зависимости от их количества производитель продукции может либо проигнорировать их, либо извлечь из них максимум выгоды, и для этого: