курощателю на заметку

nvpnhcknn 13.12.2005

Типичные защитные реакции фанатов на критику их любимой продукции.

Опять в основном про литературу, понятное дело...

Реакция "Авгурская". Вас обвиняют в том, что вы ничего не поняли в критикуемом произведени, предмете или явлении. Нынче является самой распространённой реакцией. Особенно характерна она для фанатов "русского рока", постмодернизма и прочей [квази]интеллектуальной элитарки. Что с ней делать: попросите фаната рассказать, что понял он.

Реакция им. Пастернака. Вас обвиняют в том, что вы не ознакомились с произведением, а наслушались чужих мнений. Когда-то эта реакция была самой распространённой, сегодня она особенно характерна для фанатов Лукьяненко, Сорокина, Перумова и прочих писателей, чья слава отличается некоторой неоднозначностью. Что с ней делать: подкрепите своё мнение цитатами из критикуемого произведения, пусть фанат видит: всё прочитано.

Реакция типа "Моська". Вам говорят, что вы — ничтожество по сравнению с производителем критикуемой вами продукции, и цитируют басню Крылова. Характерна для фанатов, для которых акт покупки и потребления продукции является средством ощутить себя причастными к славе их кумира. Что с ней делать: напомните, что любая аналогия хромает: мышь куда меньше моськи, а представляет для слона неиллюзорную угрозу. Если не хотите ассоциировать себя с мышью — напомните про Давида и Голиафа.

Реакция "Пейсательская". Вас обвиняют в неспособности произвести хотя бы аналогичный продукт либо требуют произвести продукт более высокого качества, чтобы таким образом заслужить право критиковать. Характерна для потребителей (равно как и производителей) китча. Что с ней делать: приведите любую доступную оппоненту аналогию, например, околокулинарную: "Разве для того, чтобы оценивать качество яиц, нужно быть курицей (нестись самому)?"

Реакция типа "Маньяк". Сводится к тому, что вы воспользовались поводом лишний раз высказаться по вопросу, который по какой-то причине очень вас беспокоит. Характерна для фанатов — потребителей статусной продукции. Что с ней делать: требуйте аргументированных возражений на вашу точку зрения по этому вопросу.

Реакция типа "Паладин". Обвинение в том, что писатель замахнулся на что-то святое для вас. (Подчёркиваю: вы оказываетесь виноваты в том, что у вас есть что-то святое.) Характерна для фанатов (особенно сотонинствующих) Перумова, Еськова и прочих ниспровергателей мифов. Что с ней делать: обвините фаната в слепой вере ниспровергателю.

Реакция типа "Шкурник". Заявление, что вы критикуете из каких-то своих корыстных целей: вам платят и т.п.. Очень характерна для национал-патриотов. Что с ней делать: не пытайтесь оправдываться, а требуйте доказательств и обоснований. Запомните: когда человек начинает доказывать, что он не верблюд, людям он начинает казаться горбуном.

Реакция типа "Лузер". Вас обвиняют в том, что вы завидуете популярности или деньгам производителя продукции. Характерна для потребителей китча. Что с ней делать: поинтересуйтесь, почему в таком случае вы критикуете продукцию данного производителя, а не песни группы The Beatles.

Реакция типа "Ахтунг". Вас называют латентным поклонником критикуемой вами продукции. Характерна для фанатов с умственным развитием на уровне первоклассника. Что с ней делать: просто попросите придумать что-нибудь пооригинальнее. Зачем пинать убогих?

Реакция "Наш ответ Чемберлену". Это нападки на то, что любите вы. Характерна для групп, где люди уже более-менее знают вкусы друг друга. Что с ней делать: констатируйте попытку сменить тему разговора. Впрочем, о вкусах вообще не стоит спорить.

Вышеоперечисленные реакции нередко могут проявляться в смешанном виде.

К оглавлению раздела :: К главной странице сайта

Яндекс цитирования